Вверх

Путешествие в Элладу

Афины. Акрополь

Легенда об основании Афин

Знакомство с любым городом лучше всего начинать с начала. История Афин интересна и загадочна. Приступая к её изучению, невольно чувствуешь, что заглядываешь в бездонный колодец - столь глубока и обширна летопись событий, развернувшихся в этой уютной равнине, окружённой горами и морем!

Любопытно, что Афины - не первое имя города. В полусказочные времена, когда Аттикой правил легендарный царь Актей, место будущих Афин носило имя "Акта" или "Актика", что означало "побережье". Действительно, куда ни глянь - море со всех сторон, так что название это дано исключительно метко! Впрочем, и Актей - не первый царь этих мест. Древнегреческие историки сообщают нам имена царей, правивших Аттикой до Всемирного потопа в тесном контакте с олимпийскими богами! Так что место это не пустовало никогда!

Кекропс
 

Сыновей у Актея не было. У него были дочки. Одну из них, по имени Агравла взял в жёны Кекропс - личность, отметившаяся вполне реальными делами и потому признанная исторической. Известно даже время его жизни - XV век до н.э. Тем не менее, те же самые историки сообщают нам, что Кекропс был человеком только до пояса, нижняя часть тела была змеиной. Его имя, (кстати, оно не греческого происхождения), означает "лицо с хвостом".

Кекропс считается автохтоном - то есть, сыном Геи - богини земли. В годы своего правления он развил очень бурную деятельность: построил знаменитый Акрополь (при нём он назывался Кекропия) - хорошо укреплённый город, с трёх сторон защищённый самой природой. Немало потрудился он и над искоренением дурных нравов греков: ввёл таинство брака (до этого, видимо, греки жили "как-нибудь так"), ввёл новую систему законов, изменил похоронный обряд.

  < Человек-змея Кекропс

При нём люди отказались от кровавых человеческих жертвоприношений, заменив их мясом и злаками. Морское дело при Кекропсе тоже поднялось на существенно-новый уровень! С его подачи жители Аттики (тогда они называли себя "керкопиды"), стали поклоняться Зевсу и Афине, у них появились статуи и красивые жертвенные алтари из мрамора. Для лучшей обороны Кекропс основал в Аттике 12 крупных городов-государств, и Кекропия была лишь одним из них. Одним словом, человек-змея безвозмездно подарил своему народу богатейшую культуру, в разы улучшив жизнь простых людей!

Геб - египетский бог-змея
 

Безусловно, если Кекропс был реален, он был представителем какой-то иной - более развитой культуры. Но какой? Некоторые учёные склонны видеть в Кекропсе египтянина, который вынес свои знания из, переживавшего тогда экономический и культурный подъём, Египта. Действительно образы полулюдей - полуживотных очень распространены в египетской мифологии. Да и культ змеи (особенно кобры) был там очень развит. Статуи змей защищали дома и гробницы от нечистой силы, а кобры украшали головные уборы фараонов. Сами египтяне мало путешествовали, зато греки ездили много, и в Египте бывали часто, и потому культуру этой сверхдержавы знали не понаслышке. Если верить Геродоту, весь пантеон древнегреческих богов заимствован из Египта. Более того, у египтян есть очень похожее предание о том, что бог Амон в облике великого змея Кематефа создал многие города и их локальных богов.

  < Геб - египетский бог-змея

Замена человеческих ног змеиными хвостами - довольно распространённый приём и в греческой мифологии. К примеру, змеиные хвосты вместо ног были у гигантов, некогда восставших против богов, Ехидны (дочери Тартара и Геи), Горгоны, и даже у бога северного ветра - Борея! Считается, что так подчеркивалось земное, "хаотическое" происхождение змеелюдей. Древние люди называли змей "детьми земли" за то, что те живут в земле и ползают по ней. Так, например, египетский бог Геб (нет ли тут созвучия с именем "Гея"?) был богом земли, а рисовали его с головой змеи. Иногда змеи считались и обитателями подземного мира. Египтяне говорили, что умершие "входят в Геба". Правда, у Геба всё было наоборот - он был змеем от пояса.

Вообще личность Кекропса очень тесно связана со змеиным культом! В Кекропии змеи считались священными животными. Их было запрещено убивать, и они плодились в страшных количествах.

Впрочем, есть и другая версия, по которой Кекропс был мифическим героем пеласгов - народа, обитавшего в этих краях до греков и полностью исчезнувшего к XIII в. до н.э. Греки многое заимствовали от пеласгов, стоявших на более высокой культурной ступени, а потом выгнали их с собственных земель, обозвав "варварами". Некогда многочисленный народ покинул насиженные места и рассеялся по островам (откуда их тоже потом "попросили"). Часть пеласгов укрылась в Италии, где без следа растворилась в этносе этрусков.

А может быть, Кекропс - это просто этнонимом - собирательный образ, символ "культурной революции"?

Собственность Афины Паллады

Своё современное название Афины получили тоже при Кекропсе. Легенда гласит, что олимпийским богам там приглянулась Аттика, что они даже устроили соревнование за право ей обладать. Кекропс, как царь этой земли (и, очевидно, верховный жрец), был приглашён в качестве судьи. Победить должен был тот бог, который принесёт лучший дар местным жителям. Место для состязания было выбрано на высокой скале - там, где ныне стоит знаменитый храм Эрехтейон. За соревнованием следили не только люди, но и весь пантеон греческих богов. Всем было любопытно, чем же оно закончится - победа в нём была делом чести!

Спор за Афины
 

Первым соревновался Посейдон - бог моря в греческой мифологии. Своим могучим трезубцем он ударил по скале, (след от удара можно видеть до сих пор), и из неё хлынула фонтаном вода. Правда, солёная - морская. Само собой польза от такого подарка была сомнительной. "Много шика, пошлая красота", - сказал бы про него Остап Бендер.

Афина (греки произносят её имя с ударением на последний слог - АфинА) ударила в землю копьём, и на голой скале выросло прекрасное оливковое дерево! Подданные Керкопса были в восторге! Оливковое дерево в греческой культуре значило очень много - это и еда, и одежда, и масло и строительный материал - древесина, которая на срезе имеет очень красивый рисунок. До сих пор оливковое дерево являются символом Греции, а оливковый венок прочно вошёл в античную культуру!

  < Спор за Афины

Голосование признало победу Афины, причём один из источников сообщает, что победа была с перевесом в один голос. Пояснялось, что женщины голосовали за Афину, а мужчины за Посейдона, и женщин оказалось на одну больше. В знак почтения царь Кекропс сразу же совершил жертвоприношение Афине, и с тех пор Кекропия стала зваться её именем. А дочери Кекропса - Агравла, Герса и Пандорса стали её жрицами. Старшая - Агравла стала заботиться об успешном земледелии. Ей была посвящена священная роща. Две других - стали богинями росы. Причём Пандорса имела своё святилище - Пандроссей, рядом с храмом Афины. Засуха в Греции была равносильна смерти, и потому все три жрицы были очень важны.

Спор за Афины

Спор за Афины

После соревнований, выяснилось, что афиняне поняли дар Посейдона слишком буквально. Это был не фонтан, а символ - в обмен за преданность морской царь предлагал сделать Афины сильной морской державой. Впрочем, проявив редкое для него великодушие, он решил не забирать подарок назад, и в дальнейшем афиняне ещё заявили о себе, освоив огромные территории, причём даже в весьма удалённых районах - Крыму, северном Причерноморье и в Приазовье. Многие столетия в храме Эрехтейон не иссякал источник морской воды - подарок Посейдона, а рядом, в святилище Пандросии росло священное оливковое дерево - подарок Афины...

Миф об основании города был популярнейшим аттическим мифом, и его даже изобразили на западном фронтоне Парфенона!

Трамвай

В темноте цикады свербели особенно сильно - с каким-то злым остервенеем. Часть из них за день охрипла, что несколько нарушало привычную тональность. Мы шли по проезжей части - тротуары были слишком узкими, чтобы идти по ним вдвоем. Но и на них почти вплотную наползали густые заросли кустов, высаженных вдоль дороги сплошной стеной.

Автобусная остановка
 

Вот и автобусная остановка! На светящейся стенке была реклама клуба "Театро", где выступали дуэтом певцы - Стаматис Гонидис и Никос Куркулис. На фото они были сняты в обнимку, как закадычные друзья.

- Нет, здесь уже давно ничего не ходит, - покачала головой Мария, - после кризиса они отказались от не популярных маршрутов.

Мы пошли дальше. На перекрёстке улицу пересекали трамвайные рельсы. Так же, как и у нас, между рельсами росла трава. Зато трамвайная остановка была словно из будущего - она напоминала небольшой железнодорожный перрон: длинная платформа с лестницей, навесом от дождя, картой города и сидениями для комфортного ожидания. Под навесом висели красивые часы с освещённым циферблатом. Правда, они не работали.
- Греческие часы, - пожала плечами Мария.

  < Автобусная остановка (Закат настоящий)

Эта черта - быть недовольным своей страной, одинаково свойственна и русским, и грекам. Не переняли ли мы её у греков вместе с византийской культурой? Множество раз дома мне приходилось слышать пренебрежительное: "русский фильм", "русская одежда", "русский автомобиль". При этом подразумевалось, что актёры в русском фильме играют вяло и не убедительно, русская одежда пошита из дешёвого некачественного материала, который мнётся, пачкается и жмёт под мышками. А про русские автомобили лучше и не говорить... "ведро с гвоздями" - самый лестный эпитет, который мне приходилось слышать.

Трамвайная остановка Афины

Трамвайная остановка

Но я лучше расскажу ещё про остановку. Её оснащение потрясло меня до глубины души. Может ли, к примеру, нам присниться информационное табло, где высвечивается время прибытия очередного трамвай для каждого номера? Я попытался вспомнить нашу трамвайную остановку и не смог. У нас в городе трамвайная остановка - это просто скопление людей под знаком "Т", болтающимся на проводах. А вместо расписания - лаконичная надпись: "интервал в часы пик 10-15 минут". При этом и в часы пик, и до, и после трамвая можно ждать часами. Но стоит тебе уйти, как приедут сразу три!

Автомат экстренного вызова и фискальный регистратор
 

Билетики можно было купить прямо тут - в специальном автомате. Опустив в прорезь пару монет, Мария нажала несколько кнопок на дисплее, указав цену и количество. Раздалось приятное жужжание, и наружу выскочило два новеньких картонных билетика. Стоят, однако, билеты не дёшево - 1,4 евро, то есть 55 рублей. По словам Марии, не так давно цена была 1 евро, но с весны они подорожали, ибо кризис. В Петербурге проезд стоит в два раза дешевле, однако в Афинах есть свои плюсы: покупая билет за полтора евро, ты можешь ездить в течение полутора часов в любом городском транспорте: автобусе (кроме тех, что идут в аэропорт - они считаются пригородными), троллейбусе, городском электропоезде, метро и пригородных электричках. Не слабо? Правда, если тебе нужен один только трамвай, получается, что ты каждый раз переплачиваешь в два раза - "за себя и за того парня". Хитрая система. Россия в этом плане более демократична, и ты платишь только за тот транспорт, которым пользуешься.

  < Автомат экстренного вызова и фискальный регистратор

Чтобы контроллёр знал, когда мы начали свой путь - вчера или час назад - на той же остановке установлен фискальный регистратор. (Даже два - один оказался "греческим", и не работал). Хищно засосав билетик, он со скрежетом пожевал его и выплюнул с печатью - на ней были дата и время начала пути с точностью до секунды. Примерно по такой системе работают турникеты московского метро, проставляющие дату и время прохода.

Рядом с фискальным регистратором был красный ящичек с кнопкой - вызов экстренных служб, что тоже очень удобно. Убегая от гангстеров, забежал на трамвайную остановку, вызвал полицию и... побежал дальше!

Прошлое и настоящее афинского трамвая

Прошлое и настоящее афинского трамвая

- Не пойдём в трамвай, - нахмурилась Мария, - слишком долго едет.
- Сколько?
- Полтора часа до центра придется добираться!
- Ого, ничего себе! А метро у вас разве нет?
- Есть. Но до него тоже ещё нужно добраться.

Как и у нас в городе (например, на Юго-западе где метра нет вообще) основной транспорт на окраине Афин - это трамвай. Правда, здесь он намного более скоростной - для него выделена широкая полоса, по которой не ездят машины, да и выглядит он посовременней. Не чета советским "пепелацам" - унылым призракам "плановой экономики", до сих пор колесящих по бескрайним просторам Санкт-Петербурга!

Автобус

Спустившись с остановки, мы отправились на шоссе с очень характерным названием "Посейдонос". Автобус подошёл довольно скоро. И, как в Петербурге в час-пик, он был буквально забит! Стоило нам шагнуть в освещённый салон, как под напором высокого давления нас прижало к самому окну. Вокруг было полным-полно людей. Они сидели, стояли, сидели на чемоданах, стояли на чемоданах, висели, покачиваясь, на поручнях. Многоголосый и многоязычный гомон временами перекрывал шум мотора и жужжание кондиционера. В чёрном окне проносились яркие вспышки фар и плакаты дорожной рекламы...

Афинский автобус
 

- Ну, всё, - сказала Мария, - через час будем в центре!
Я горестно вздохнул. Ехать стоя целый час было уныло. Слева от нас, за перегородкой сидела загорелая пожилая пара, которая без умолку что-то обсуждала. С удивлением для себя я заметил, что отдельные слова иностранной тарабарщины кажутся мне знакомыми. Язык был явно славянским, но не русским и не украинским, ибо знакомых слов было мало. По типичным звукам "пш" и "дз" я безошибочно узнал поляков.
- Смотри, да это же поляки! - радостно воскликнул я. Почему-то русские люди очень радуются, встречая за границей славян (в отличие от самих славян).
- Ты понимаешь, о чём они говорят? - с интересом спросила она.
- Нет, только отдельные слова, - покачал я головой.
- У нас здесь много разных славян, - пояснила Мария, - особенно болгар. Они приезжают сюда работать, так как в Греции больше платят. В свою очередь, многие греки открывают в Болгарии свой бизнес.

  < Афинский автобус

Чтобы не было скучно в дороге, мы придумали себе игру. Каждый раз, когда было слышно иностранную речь, мы пытались угадать, откуда приехали говорившие. Нам удалось "рассекретить" поляков, болгар, немцев, русских и украинцев. Последний язык мне никак не удавалось опознать. Все, буквально все слова были незнакомыми! Это был греческий.

Метро

Когда мы вышли из автобуса, вокруг нас были уже не этажерки, а довольно высокие современные здания. Наподобие тех, что стоят в Москве на Новом Арбате. Обилие огней, магазинов и витрин создавало праздничное настроение, а тёплый вечерний воздух делал этот вечер особенно приятным!
- Теперь пойдём в метро, - сказала Мария, - и, заметь, мы за него уже заплатили!

Первые шаги в Афинском метрополитене

Первые шаги в Афинском метрополитене

В метро вёл обычный подземный переход. Никаких громоздких вестибюлей с колоннами. Всё очень лаконично. Станция называлась "Сингру - Фикс", двойное название в честь банкира Андреаса Сингроса, жившего в 19 веке - одного из основателей Национального банка Греции и немца Карла Фикса, основавшего в 1870-м году в Афинах первую пивоваренную компанию. Судя по тому, что Фикс был на втором месте - Сингрос всё же фигура более весомая.

Святой Димитрий
 

В метро висел указатель направления: Ахьёс Димитрис и Ахьёс Антонис - что означает "святой Дмитрий" и "святой Антоний". Вид моего имени так меня развеселил, что я немедленно сфотографировался под этой табличкой!

Греческое метро оказалось довольно стильным и современным. В нём не было тяжёлых бронзовых люстр и статуй, как Москве и Петербурге, оно было новее, и потому мрамор и гранит буквально сияли! Примерно так выглядит у нас новенькая станция "Обводный канал". Все остальные станции - те, что строились при историческом материализме, весьма мрачны. А вообще метро в Санкт-Петербурге очень "греческое" - в нём много элементов классики: греческий орнамент, дорийские колонны, арки, копья, портики, а многие вестибюли и вовсе напоминают античные храмы! Можно сказать, что оно более греческое, чем Афинское, потому что в самой Греции ничего подобного нет.

  < Святой Димитрий

Метро в Афинах напрочь лишено излишней роскоши. Оно целиком и полностью функционально, а украшением его служит чистота. А ещё в нём почти нет рекламы, которая сегодня покрывает почти каждый свободный метр в нашем метро. И уж конечно в нём нет пресловутой звуковой рекламы на эскалаторах - страшного изобретения 90-х! Даже сегодня запретить её нельзя, потому что, даже при наличии закона запрещающего звуковую рекламу в транспорте, эскалатор транспортным средством не считается, и потому на нём может играть всё, что угодно. Едешь и слышишь "Эмиграция в Канаду! Телефон - миллион!". Только хороший плеер может спасти гиганта мысли от этого утреннего кошмара!

В Афинской подземке
 

При всей своей современности метро в Афинах одно из старейших в мире! Первая ветка была открыта ещё в 1869 году, всего на шесть лет позже, чем в Лондоне. Однако вплоть до 2000 года существовала только одна ветка в 23 станции. Только к Олимпийским играм 2004-го года, который, как известно, проходили в Афинах, всю ветку подвергли капитальному ремонту и построили ещё две новых - красную и синюю. Темпы строительства были просто колоссальные: 32 станции за 4 года!

Для сравнения, в Петербурге за весь постсоветский период (1991-2011) было открыто только 10 станций, а общая протяженность линий увеличилась лишь на 18 км. При этом за последнее десятилетие в городе незаметно осело около миллиона мигрантов, которые (что удивительно!) тоже ездят на метро, ещё более увеличивая нагрузку на станции!

  < В Афинской подземке

Однако всё познаётся в сравнении. И потому, я предлагаю, не мудрствуя лукаво, сравнить основные показатели Петербургского и Афинского метрополитенов:

  Год основания метрополитена Кол-во станций Протяж-ть
линий
Ср.расст-е
между станциями
Пассажиропоток за день (чел.) Ср.нагрузка на 1 ст-ю
(чел/день)
Афины
1863
54
72,3 км
1,3 км
1150000
21296
С-Петербург
1955
64
112,54 км
1,8 км
2300000
35937

Вывод: афинское метро короче петербургского на 40 км, но станции расположены чаще, а пассажиропоток, приходящийся в среднем на одну станцию в день ниже на 14641 чел.

Однако есть и другие различия.

Станции

Табло
 

Как я уже говорил, на станциях почти нет рекламы. Так же, как и на трамвайных остановках в них висят табло, показывающие время прибытия поезда (в нашем, наоборот, зачем-то показывают время, прошедшее с отправления последнего поезда). На станции много уютных скамеечек, (у нас они тоже есть, но их очень мало). Устройство станций тоже отличается - если у нас перрон в центре, а рельсы по краям, то в Афинах рельсы наоборот посередине, и чтобы сесть в обратном направлении, нужно идти в переход. Не скажу, что это удобно, зато в минуты ожидания поезда лицезреешь не стенку с облупившимся кафелем, а пассажирок на той стороне!

  < Табло

Поезда

Поезда выглядели стильно и современно. У них красивая обтекаемая форма и модный цвет - "металлик". Едут они быстро и очень плавно, без резких толчков и остановок. В нашем метро большая часть поездов не изменилась с 60-х: огромные круглые фары, блестящие фальш-панели, синий военный цвет. Это, конечно, довольно экзотично - особенно туристов с Запада, который всегда мечтали побывать в СССР, но ведь в стране давно уже идёт модернизация! Заметим, что в Греции правительство никогда не объявляло курс на модернизацию, но она почему-то всё равно проводилась и продолжает идти.

Табло
 

Впрочем, оговоримся, что в последнее время мне всё чаще попадаются новые поезда метро. Внешне они очень мало отличаются от старых - всё те же квадратные формы. К тому же в них ужасно душно. Рядом с ними электрички из развитых стран - просто поезда будущего! Вы можете мне возразить, что в Москве есть и более современные поезда. А что мне с того, коль я живу в Петербурге? Впрочем, всё в этой жизни познаётся в сравнении, и позднее, собирая информацию для статьи, я прочитал отзыв какого-то американца, которому поезда в Афинах тоже казались "старомодными" и "не обтекаемыми".

  < Поезд афинского метро

В вагонах сидения не были мягкими - они были из пластика. Расположены они были не вдоль стен, а поперёк - как в троллейбусе. Это было очень непривычно. Впрочем, места нам все равно не хватило, и мы примостились у дверей. Долго ехать не пришлось, выходить нужно было уже на следующей станции - Синтагма (ударение на "и"). Внешне она мало, чем отличалась от предыдущей. Станции не блистали разнообразием, и даже плитка на стенах и полу везде выглядела одинаково.

В вагоне метро

Музей в метро

Однако Синтагма примечательна не только тем, что это пересадочный узел. Здесь есть музей! Причём бесплатный, доступный всем желающим!

Афинском метро. Станция "Синтагма"

Афинском метро. Станция "Синтагма"

Дело в том, что Афины стоят на богатейшем культурном слое - глубоком и очень древнем. Куда ни копни - везде найдешь или остатки колонн, или античный водопровод, или пузатый черно-красный кувшин. Глубоко в земле, под толщей песка и асфальта, покоятся фундаменты зданий эпохи Юстиниана и Никифора Фоки. И при строительстве метро такая "встреча с прошлым" была просто неизбежной!

Музей в афинском метро
 

Возможно, у нас такие находки и проигнорировали бы - как игнорируют остатки крепости Ниеншанц и сотни древнеславянских курганов в Ленобласти, из которых просто добывают песок. Но для Греции, которая переживает не лучшие времена, вопрос национального самосознания стоит очень остро. Новое поколение должно знать о великом прошлом своей страны, гордиться им и любить. Даже в тяжёлое время! Человек, который не любит свою страну опаснее всего - ничто не удержит его от того, чтобы совершить преступление, страна чужая для него. Кроме того, о великом прошлом Греции не должны забывать и иностранцы. Для туристов - это экзотика и возможность побывать в бесплатном музее, для прочих - вежливое напоминание о том, что хотя Греция и одна из беднейших стран ЕС, это не делает её ничтожной. С неё когда-то начиналась европейская цивилизация, и об этом важно и полезно иногда напоминать!

  < Музей в афинском метро

Археология, как наука, в Греции поставлена очень широко, учёные здесь не сидят без работы. В новостях постоянно показывают сообщения о новых артефактах, обнаруженных на островах или материке. И никакие земляные работы, как бы ни горел план, не могут быть начаты, пока не закончат свою работу археологи. В результате, строительные работы в метро ведутся очень медленно.

Именно этим находкам - обнаруженным при строительстве метро посвящён музей Синтагмы. На высоком балконе, нависшем над нижним вестибюлем, под стеклом хранятся артефакты из различных периодов афинской истории: византийского, римского, античного и доисторического. Здесь есть фрагмент могилы древнего афинянина, керамическая ваза, и фрагмент стены, сложенной из круглых жёлтых камней. Были даже античные водопроводные трубы, которые тогда делали из высококачественной керамики!

За углом, на стендах представлены древние амфоры, фрагменты колонн, светильники с удобной круглой ручкой и многое другое. Вот бы когда-нибудь такой музей открыли и у нас!


<< Назад Вперёд >>

Санкт-Петербург,

Сентябрь-Октябрь 2011 г.

Больше статей...
В поисках Нумидии

Путевые заметки из Туниса - прекрасной и экзотической североафриканской страны, её история и культура, экскурсы в историю и многое другое!...

Путешествие в Финляндию и Швецию

Моя первая поездка за рубеж: путешествие по Финляндии и Швеции - многочисленные фоотчёты, интересные впечатления и исторические хроники!...

Дорога на Гомель

Небольшая фотозарисовка о путешествии в Белоруссию на ночном поезде

Записки москаля-2 или Путешествие в Николаев

История путешествия в город Николаев, дорога в который заняла двое суток и пять часов в весьма интересной компании!

Записки москаля или путешествие в Хохляндию

Я, наверное, авантюрист. Решиться поехать в незнакомый город, незнакомую страну, имея на руках только номер телефона, по которому можно позвонить, чтобы снять квартиру! Для кого-то это был бы верх безумия, но только не для меня. П...

Путешествие в Элладу

Волнующее путешествие в мир прекрасной Греции! Афины и другие города, а также повседневный быт греков глазами россиянина!


Больше статей...