История Финляндии
Финляндская железная дорога. Часть VII
Озёрный край. Часть II
Уусикиркко (с 1925 "Каннельярви")
С именем этой станции связаны сразу нескольких посёлков, каждый из которых существовал ещё задолго до основания Санкт-Петербурга, и потому их история - это целая веха в российско-финских отношениях. В этой главе мы вновь обратимся к былым преданиям, вспомним старые войны и смуты, будоражившие Россию столетия назад, и, конечно же, воздадим должное необыкновенной красоте этих мест!
В поисках "старой" церкви
Скорее всего, первые поселения в районе Уусикиркко существовали и в эпоху Раннего средневековья, однако в шведские хроники местность впервые попадает только в XV веке, когда на крутом берегу озера Кирккоярви (Полянского) местные власти построили деревянную католическую кирху. Когда точно она появилась там впервые, мы можем только догадываться. В письменных источниках эта церковь впервые появляется только в 1445-м году, когда настоятель прихода Эврепя Хенрик Макерланд в своём завещании отписал Новой церкви 3 марки серебром. Традиционно датой основания считается дата первого письменного упоминания. Вероятно, со строительством новой церкви связано и название волости: в переводе с финского "Уусикиркко" означает "Новая церковь".
|
Однако все церкви Финляндии находились на столь значительном удалении от Карельской земли, что в данном случае, нам вряд ли стоит принимать их в расчёт. Кроме того, в Западной Карелии шведы появились значительно позже - спустя почти 150 лет, когда из-за татаро-монгольского нашествия и внутренних междоусобиц, Новгород оказался не в силах удерживать свои дальние рубежи. Именно поэтому, "старую" кирху, скорее всего, следует искать не в Финляндии, а на Карельской земле. Вот только где?
Панорама Полянского
озера
Спросим себя
- где в первую очередь строились церкви? Разумеется, там,
где в них была наибольшая потребность, то есть, в городах
и волостных центрах!
Выборгские церкви
Город в Западной
Карелии был всего один - Выборг, и потому проще всего предположить,
что "старая" церковь располагалась именно там. Шведская
оккупация Карелии началась с захвата Выборгского лёна в 1293-м
году, следовательно, церковь там должна была появиться в первую
очередь. В ту мрачную пору религия занимала центральное и
главенствующее место в жизни европейского общества, и потому
представить себе жизнь шведского городка без собственной кирхи
просто невозможно!
|
Лишь к середине
XIV века Выборгский форпост, наконец, начал развиваться: в
нём стали селиться шведские и немецкие купцы, которых привлекали
богатства карельских лесов. В 1350-м году в Выборге появилась
первая деревянная церковь, которая была отдана в подчинение
Финляндской епархии.
Быть может, это и была та самая "старая"
кирха? Может быть. Но кроме неё в Выборге были и другие церкви.
Например, в 1403-м году (как раз в этом году Выборг получил
статус города), в нём был основан монастырь "Девы Марии
и всех Святых Ангелов", принадлежащий монахам-доминиканцам,
при котором тоже была своя церковь. К тому же, с момента постройки
Выборгской церкви до появления "новой" церкви в
Уусикиркко прошло почти 100 лет. За это время церкви могли
появиться и в других местах, не столь удалённых, как Выборг,
до которого было почти 60 км...
Церковь Святой Бригитты
Изначально Карельская земля делилась на погосты - так её поделили новгородцы для более удобного сбора дани. Погостом называлась группа деревень, объединённых общей церковью и кладбищем. Очевидно, что при нанесении границ погостов, были соблюдены древние родовые пределы расселения карельских племён, ведь среди их названий, зафиксированных в новгородских летописях, нет ни одного русского. Так, например, в XII-XIII веках земли Уусикиркко относились к большому погосту Агреба, название которого происходит от карельского "Эвряпя".
Шведы, оккупировавшие
Западную Карелию, принесли с собой новую систему земельного
надела, по которой вся территория была поделена на обширные
округа (герады), объединяющие до 1000 дворов. Каждый округ
состоял из приходов (кирхшпилей) - более мелких образований,
напоминающих по своей сути, те же погосты. И в том, и в другом
случае центром прихода была церковная деревня, в которую жители
окрестных сёл в обязательном порядке собирались на воскресные
богослужения и другие важные мероприятия.
При делении кирхшпилей на более мелкие,
в каждом вновь сформированном приходе первым делом возводилась
своя церковь - "новая церковь". Соответственно,
прежняя церковь бывшего прихода могла бы считаться "старой".
Поразмышляем над этим!
|
Судя по всему, церковь св. Бригитты была построена не намного позже, чем Выборгская (в 1373-м году преподобной уже не стало); да и расстояние между церквями было пустячным - всего-то 10 км! До своего отделения жители Уусикиркко территориально относились к Муолаа, и потому, с отделением прихода, церковь Бригитты формально становилась для них "старой". Как известно, приходы Кивенаппа и Уусикиркко отделились в начале XV века. Тогда же, вероятно, и была построена Новая кирха, ведь было бы странно давать приходу имя в честь несуществующей церкви! Впрочем, окончательно утверждать что-то мы ничего не можем. Вполне возможно, что имя "Новая кирха" вообще не подразумевает наличие какой-то "старой" кирхи.
История Нючюрки
Кажется, с
той поры прошла целая вечность! Канули в лету старые крепости
и роскошные усадьбы шведских феодалов. Поросли крапивой заброшенные
карельские хутора, и от той прежней жизни, не осталось почти
ничего. Однако, словно напоминание о былом, в посёлке Поляны
(так теперь называется Уусикиркко), до сих пор можно увидеть
могучий остов старинной каменной часовни. Глядя на эти руины,
невольно задаёшься вопросами: когда была построена эта церковь?
Как она называлась? И, наконец, кто же её разрушил? На эти
вопросы история знает ответы. Но, чтобы их отыскать, мы снова
ненадолго переместимся назад во времени!
Первая католическая церковь Уусикиркко
простояла не долго. Спустя полвека деревянное здание выгорело
дотла. Вероятно, вскоре после пожара оно была восстановлено,
однако и этой церкви не была уготована долгая жизнь. В 1586-м
году она вновь была разрушена. На этот раз русскими.
Примерно так мог выглядеть Уусикиркко в Средние века...
Финские историки
(а вслед за ними и многие отечественные авторы) неизменно
преподносят российско-финские конфликты, как "варварство"
и "бессмысленную жестокость" "дикой" России,
воинственное население которой регулярно совершало опустошительные
набеги на мирные финские сёла по ту сторону границы. Русские
войска традиционно выставляются настоящими варварами, которые
с языческой жестокостью грабят мирных жителей, сжигают деревни
и уничтожают христианские церкви. Но так ли это на самом деле?
Финских историков понять можно - в
стране ещё жива память о Зимней войне, которую сегодня финны
расценивают, как акт агрессии со стороны России. Эта историческая
память, безусловно, так или иначе, проецируется и на более
отдалённое прошлое. Кажется, так было всегда - русские вторгались
на ту сторону границы, захватывали земли, убивали, жгли, разрушали.
Но, прежде, чем занять чужую точку зрения, информацию необходимо
проверить...
Русские стрельцы XVI век
Однако мы с вами знаем своих соотечественников совсем с другой стороны: всякое бывало в русской истории, но в бессмысленной жестокости наших предков вряд ли можно упрекнуть. Напротив, русских воинов от европейцев и азиатов всегда отличало особое, христианское милосердие к своим врагам. Почему же была разрушена церковь? Что на самом деле произошло в Уусикиркко в 1586-м году? Чтобы понять это, необходимо восстановить исторический контекст той эпохи...
Жестокое время
С середины XVI века Россия вела в Прибалтике тяжёлую и изнуряющую Ливонскую войну, удача в которой, сопутствовала нашей стране лишь на первых порах. Начало военных действий ознаменовалось рядом славных побед и быстрым продвижением вглубь Ливонии. Однако разгром немецкого рыцарства с захватом его неприступных замков (Нарва, Нейгаузен, Дерпт и более 20 других), был лишь временной удачей. Уничтожив Ливонский орден, Московия нарушила, тем самым, стройную систему равновесия сил на Балтике, в контроле над которой было заинтересовано слишком много государств. В результате, вместо войны с маленькой и слабой Ливонией, Россия получила сразу две новых войны с куда более сильными соседями: Швецией и Речью Посполитой. В 1559-м году последний магистр Ливонского ордена Кеттлер подписал договор с королями Швеции и Речи Посполитой, по которым Рижское архиепископство переходило под протекцию Литвы, а Ревель (Талин) отходил Швеции. Теперь уже защита Ливонии была "головной болью" не разорённого ордена, который был уничтожен, а его сильных соседей. К концу XVI века война на несколько фронтов вконец истощила могущество России...
Ливонская война
Таким ослаблением Московии не преминули воспользоваться шведы. До 1575-го года в их руках был только Ревель - хорошо укреплённая крепость, взять которую приступом русские не могли. Прична неудач под Ревелью была проста и банальна - у русских не было флота, чтобы перекрыть доставку в осаждённую крепость из Швеции оружия и продовольствия. Однако со всех сторон Ревель окружали земли и замки, занятые русскими, и потому проку шведам от неё было мало. Чтобы как-то закрепиться на Южной Балтике, шведы решают нанести по России удар с севера. Сын легендарного шведского короля Густава Вазы - Юхан III разработал план, по которому его войско должно было дойти до самого Новгорода, заняв тамошние земли и перекрыть русским выход к Балтийскому и Белому морям.
Крепость Копорье на Южной Балтике
Хотя Швецию и Россию связывало перемирие, срок которого истекал только в 1581-м году, шведы вероломно нарушили его. Осенью 1580-го года, воспользовавшись успешным наступлением Стефана Батория на Юго-Западе России, куда были стянуты главные силы русских, они вторглись в приграничные районы, захватив Корелу (Приозерск), а вместе с ней и весь уезд. Гарнизон крепости мужественно сопротивлялся захватчикам, однако старая крепость была деревянной, и вскоре занялась от частых пушечных залпов. Гарнизону пришлось сдаться.
В 1583-м году было заключено Плюсское перемирие сроком на три года, по которому все захваченные земли оставались за шведами, однако Юхан III им не был доволен. Копорский и Ямской уезды не имели никакого стратегического значения, так как были расположены вдали от моря, и король требовал от своих послов новых результатов: обменять негодные земли на стратегически важный Ореховецкий уезд, в который тогда входило всю устье Невы, с мощными крепостями Орешек и Ладога.
|
Ответ можно найти в многографии "Pohjoismaiden viisikolmatta vuotinen sota (1570-1590)" автора W. Tawaststjerna, в которой говорится о том, что на протяжении 80-х годов XVI века на Карельском перешейке не стихало партизанское движение. Население Корельского уезда, захваченного шведами, активно сопротивлялось оккупантам, совершая частые вылазки в тыл противника и на приграничные территории. Таким образом, с большой вероятностью можно предполагать, что церковь разрушили партизаны. Но почему мирные жители так яростно сопротивлялись шведской оккупации? Разве она не несла за собой долгожданный мир, стабильность и свободу от тяжёлых московских налогов? Или, может быть, дело было в том, что шведы принадлежали к другой вере?
Ещё одна деревянная кирха, подобная той, что стояла в Уусикиркко
Русские
летописи помогают восстановить хронологию событий того периода:
завладев крепостью Корела, шведы получили выход в Ладожское
озеро, прорвавшись в которое, устремились в Олонецкую и Заонежскую
области, где началось яростное и беспощадное разграбление
русских и карельских сёл, разорение православных храмов и
монастырей. Разумеется, простым воинам это преподносилось,
как борьба за истинную веру с языческими "нехристями"
- все завоевательные войны в Европе носили, как правило, религиозную
основу. В результате, эти "воины Христа", в полной
уверенности, что воюют за дело Господа, не щадили ни стариков,
ни женщин, ни детей. В одной только Кореле шведы тогда безжалостно
истребили 2 тыс. мирных жителей!
На фоне столь ужасных зверств ответная
жестокость русских уже не выглядит "бессмысленной".
Это была месть за своих жён и матерей, ответный удар по владениям
злейшего врага, жестоко истязающего их Родину. Лютая ненависть,
накопившаяся за долгие месяцы к северному соседу, была неимоверной,
и очередной карательный рейд разорил несколько приграничных
районов, включая Уусикиркко, где была разрушена церковь, а
два церковных колокола реквизированы в качестве военных трофеев...
Русские стрельцы XVI век
Недолгое
перемирие позволило русским накопить силы. Осенью 1592 года
летучие отряды казаков дошли до Выборга и, прорвавшись в Финляндию,
достигнув Гельсингфорса и Або. Столь мощный отпор заставил
шведов пойти на ещё одно перемирие, которое продлилось два
года. В 1595-м году был заключён Тявзинский вечный мир, который
прекратил затяжной кровавый конфликт. Русским возвратили их
исконные владения: Ивангород, Ям, Копорье и Корелу, шведам
отошла Эстляндия. Наступило недолгое затишье.
В эти мирные годы Новая церковь была
восстановлена и, пережив Ингерманландскую войну (1610-1617),
простояла ещё полвека. В 1652-м она была реконструирована.
Однако новому зданию также не было суждено жить долго. Причиной
нового разрушения стала новая война.
Великая Северная война
В 1707-м году, воспользовавшись тем, что основные войска Карла XII сосредоточены в Саксонии, русские развили наступление на Север. В ходе кровопролитных сражений, приграничные финские области были вновь разорены, церковь в Уусикиркко сожжена. Лишь в 1734-м году, когда страсти понемногу улеглись, она была восстановлена. Однако новое здание получилось крайне неудачным - оно не могла вместить всех прихожан, к тому же стало быстро разрушаться, и в 1800-м году оно было в очередной раз перестроено по проекту финского архитектора Матти Салонена. Освящение церкви во имя святого Йоханнеса (Иоанна Златоуста) состоялось 21 июля 1807 года. И здесь мы находим ответы на первый и второй вопрос: останки именно этой кирхи мы можем наблюдать в Полянах сегодня!
Последняя церковь Уусикиркко. Год постройки: 1800-й. Арх: Матти Салонен
Просторное
новое здание теперь вмещало в себя до 1600 человек. В нём
был установлен 15-регистровый орган, позднее реконструированный
в 28-регистровый. В 1857-м году, рядом с церковью была построена
массивная каменная колокольня (на фото слева), долгое время
собиравшая своим протяжным звоном прихожан на утреннюю службу.
В 1903-м году интерьер кирхи украсила бронзовая статуя Мартина
Лютера работы известного скульптора П. К. Клодта (1805-1867),
автора коней на Нарвских воротах и Аничковом мосту.
Незадолго до войны кирха была электрифицирована.
Андерс Юхан Хиппинг - учитель, пастор, историк
В
1847-м году на должность настоятеля церкви св. Йоханнеса в
Уусикиркко был назначен финн шведского происхождения Андерс
Хиппинг, личность которого нам весьма интересна в свете описываемых
событий.
Андерс Юхан Хиппинг (Anders Johan
Hipping) родился в 1788 году в приходе Перная - родине знаменитого
лидера финской Реформации Микаэля Агриколы. После окончания
Абосского университета в 1811 г. Хиппинг был командирован
Финляндским сенатом в Санкт-Петербург, где получает должность
музыканта в дирекции Императорских театров. Год спустя он
был рукоположен в сан, после чего получил направление преподавать
Закон Божий в одной из Петербургских гимназий.
За свою жизнь Андерс Юхан сменил немало
мест и должностей, однако настоящим его призванием стала история!
С 1810-го года, Андерс Хиппинг начал проводить серьёзные разыскания
в области истории российско-шведских отношений, на которые,
вероятно, его натолкнула очередная Российско-шведская война,
в ходе которой Финляндия перешла под Российскую корону.
Здание Петербургской Академии Наук
В
то время серьёзной исторической школы в России ещё не было.
С момента основания Петром I Российской Академии Наук прошло
всего полвека. Академики и профессора (в большинстве своём
немцы) конечно, писали отдельные работы по истории России,
однако почти все они были на немецком языке, и предназначались,
прежде всего, европейскому читателю. Часто вместо серьёзных
исследований они содержали ничем не обоснованные и смешные
догадки (как, например, академик Миллер, который сам по-русски
не говорил, утверждал, что русский язык происходит от греческого!).
Историей же молодой Столицы России - Петербурга а, тем более,
голодной и нищей Финляндии всерьёз никто не занимался. Хиппингу
же эта тема была близка в силу его происхождения. Швеция была
его исторической родиной, Финляндия - малой родиной, новым
же Отечеством стала Россия. Вся жизнь пастора тесно переплелась
со всеми тремя странами - такими разными, но такими близкими!
И где, как не в европейской Столице России можно было ощутить
эту близость в полной мере!
Собирая обширный материал, Хиппинг
стал автором первой капитальной работы по истории Невского
побережья до основания Петербурга. Новаторство её заключалось
в том, что при её написании были впервые подняты архивные
материалы по истории города Ниеншанц, построенного шведами
в устье Невы, и стёртого затем с лица земли Петром I.
План крепости Ниеншанц в месте впадения Охты в Неву
В традиционной Российской истории основание Санкт-Петербурга неизменно преподносилось (да и сейчас преподносится), как "дальновидный план царя Петра I, решившегося на строительство нового города-крепости на "пустом месте" среди диких лесов, болот и пустоши". Лишь иногда, в качестве оговорки, добавляется, что до Северной войны на берегу Невы стояла шведская крепость Ниеншанц. Однако никто не заостряет на этом факте должного внимания. Ещё меньше говорится о портовом городке, возникшем вокруг крепости... Именно этот вопрос всерьёз заинтересовал Хиппинга! Листая архивные материалы, он шаг за шагом воскрешал из пепла давно забытые очертания каменных бастионов старой крепости, островерхой Ратуши, замка Линдведа Хэстеску... Так, финский пастор стал одним из основоположников модного в наши дни исторического направления - Петербурговедения! В 1836-м году Хиппинг издал "Обзор ижорской истории" на шведском языке, вторая же часть труда - "Нева и Нюенсканс, или Введение в историю Санкт-Петербурга" была издана на русском, после чего представлена в Академию Наук России.
Ниеншанц
Впрочем, несмотря на то, что большую часть жизни Хиппинг прожил в России, его труд - это работа скорее западного историка, который смотрел на все успехи или неудачи Русской армии сквозь амбразуры шведских бастионов. Значительный упор в его работе делался опять-таки на "бессмысленную жестокость" русских и их военные потери, например: "часть русского войска перешла границу Ингерманландии и Карелии, изрубила пограничную стражу и рассеялась во все стороны тамошнего края... Потому, как скоро русские узнали, что во всём крае нет войска и что, следовательно, им нечего было опасаться, они оставили Орешек в тылу и рассеялись по Карелии. Все туземцы, как шведы, так и финны, попавшиеся в руки неприятелей, испытывали их жестокость. Всякий, кто мог спасаться бегством, скрывался в лесах. Пленным предоставлялось два жребия: или перекреститься в греческую веру и присягнуть в верности царю, или умереть. Никому не было пощады, за исключением живших в том крае русских, которые соединились со своими соотечественниками... В 1656 году Ниен был взят русскими, дома сожжены и все, кому не удалось убежать, изрублены... Такое бесчеловечие было обыкновенным следствием тогдашних войн, когда жестокость считалась геройством". Тем не менее, за свой богатый вклад в историю России в 1844-м году Хиппинг был избран членом-корреспондентом Российской Академии Наук по разряду исторических и политических наук.
Помимо того, пастор
хорошо знал и любил библиотечное дело: в 1820 году, заняв
должность библиотекаря у государственного канцлера графа Румянцева,
Хиппинг навёл порядок в его прославленном книгохранилище,
снабдил библиотеку новыми каталогами! Страстный книжник и
любитель словесности, Хиппинг состоял членом многих научных
и литературных обществ. Участвовал в работе финского литературного
общества и общества наук в Гельсингфорсе, был избран в члены
Северного общества древней письменности в Копенгагене. Ещё
совсем молодым он принял членство в "Вольном обществе
любителей российской словесности", опубликовал в его
трудах любопытную статью о финской литературе.
Несмотря
на активную научную деятельность, пастор не оставил свой духовный
пост. Помимо исторических работ, он тщательно и подробно описывал
жизнь всех приходов (Перно, Вихтис и др.), где ему доводилось
служить. В 1859-м году Андерс Юхан Хиппинг получил должность
контракт-пробста (старшего пастора) Выборгской епархии и инспектора
школ города Выборга. Подобную должность в городе Турку в своё
время занимал и его соотечественник - Микаэль Агрикола.
Последние
годы Хиппинга прошли на Карельском перешейке в посёлке Нючюрка
(Уусикиркко), где Андерс Юхан и его жена Мария Ловиса Скотте
прожили остаток жизни и умерли в 1862-м году. В 1909-м году
обе части его труда "Нева и Ниеншанц" вышли на русском
языке со вступительной статьёй А.С. Лаппо-Данилевского. Он
же кратко описал жизнь пастора.
Остатки крепости Ниеншанц
К сожалению, со времён Андерса Хиппинга, отечественная история мало продвинулась вперёд в исследованиях истории Невского устья и Ниеншанца. Долгое время на месте крепости стоял заброшенный режимный завод "Ленинград", который препятствовал проведению археологических исследований. Надежда появилась в связи с его сносом и строительством "Газпром-Сити". Ведь по закону РФ, застройщик, начинающий строительство в месте, представляющем историческую ценность, был обязан предоставить достаточно времени и места археологам. Ценность места действительно огромна: помимо фундамента Ниеншанца, Невская земля хранит в себе остатки более древней шведской крепости - Ландскруны, построенной ещё в XIV веке! Но, самое интересное, под густым слоем земли была обнаружена древнейшая неолитическая стоянка, свидетельствующая о наличии поселений на берегах Невы ещё тысячи лет назад! Однако в наш век деньги позволяют решить любые исторические вопросы! Отдав археологам для исследований лишь крохотный клочок суши, строители громят бульдозерами древние рвы и остатки бревенчатых укреплений Ниеншанца.... Такое зверство сложно себе даже вообразить! В то время, как все европейские страны бережно хранят своё историческое наследие, трепетно восстанавливая мельчайшие находки, мы уничтожаем своё богатейшее прошлое своими же руками...
Дачная жизнь
Во времена "дачного бума" деревня Уусикиркко, расположенная вдали и от железной дороги и побережья Финского залива, не была самым популярным местом, однако, привлекала достаточно многих своими густыми лесами и прекрасными озёрами.
|
Из
местной инфраструктуры в деревне было всё, чтобы прожить лето,
не нуждаясь ни в чём: продуктовые лавки, аптека, конно-почтовая
станция с комнатами для ночлега. В 1912-м году на средства,
собранные дачниками в посёлке была построена православная
церковь Преображения Господня.
Стоимость дач колебалась в районе 75-300 рублей, что было
вполне приемлемо, по сравнению с ценами в береговой полосе.
И всё
же, несмотря на все преимущества этого места, большинство
дачников всё же предпочитало селиться в деревне Каннельярви,
расположенной ближе к станции.
Уусикиркко и футуристы
В начале XX века на своей даче в Уусикиркко обитала известная поэтесса и художница Елена Генриховна Гуро (1877-1913). Вместе на даче жил её муж - музыкант и художник Михаил Матюшин.
Матюшин и Гуро в Финляндии
В 1908-1910
годах Матюшин и Гуро входили в новомодный кружок русских кубофутуристов
- "Будетлян" (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир
Хлебников), которые регулярно встречались в доме Матюшиных
на Петроградской стороне, (ныне Музей Авангарда). Там же было
основано первое футуристическое издательство "Журавль",
где в 1910 был выпущен первый сборник кубофутуристов "Садок
судей", в котором участвовала и Гуро. В 1910-1913 Елена
Генриховна активно выступала как художница на выставках левого
"Союза молодёжи". Её короткая, но насыщенная жизнь
оборвалась в апреле 1913 г. - поэтесса умерла от лейкемии
на своей финляндской даче. Её могила не сохранилась.
Вскоре после её смерти 18 июля 1913
г. в Уусикиркко состоялся "Первый Всероссийский съезд"
футуристов. Правда, участников было всего трое: М. Матюшин,
К. Малевич и А. Крученых. Другие участники Союза: Д. Бурлюк
и В. Хлебников приехать не смогли.
|
Манифест был напечатан в Петербургских и Московских газетах.
Санаторий "Халила"
1 июля 1889
года на берегу озера Халиланъярви состоялось открытие туберкулёзного
санатория "Халила". Здешняя местность, богатая сухим
хвойным лесом, идеально подходила для отдыха и лечения лёгочных
больных.
В те далёкие дни люди болели чахоткой значительно чаще - ни
лекарств, ни даже прививок от этой страшной болезни ещё не
было. Единственным средством хоть как-то облегчить и замедлить
её ход был тихий отдых на природе, в местах с сухим хвойным
воздухом, вдали от забот и нервных потрясений. Уникальность
санатория "Халила" состояла в том, что на момент
его открытия ни в России, ни даже в Европе подобных клиник
практически не было! Став первым в России, санаторий "Халила"
ещё целых девять лет оставался единственным. К началу XX века
он был признан лучшим туберкулёзным санаторием Европы!
Открытка с видами санатория "Халила"
Клинику основал
на собственные средства доктор В. Фон Дитман, который, как
и многие его современники, верил в то, что с годами лекарство
от туберкулёза будет найдено. Лечебница расположилась в большом
двухэтажном деревянном здании, построенном по проекту архитектора
А. В. Петпольда. Уже скоро в ней появились первые пациенты.
К их услугам была библиотека с читальным залом, рояль, бильярдный
стол. Для тех, кто привык следить за последними известиями,
в санаторий регулярно доставлялись со станции свежие газеты
и журналы. Для прогулок больных был разбит прекрасный парк.
В окружении густого соснового леса, тихой и неспешной финской
природы казалось, что само время остановилось, и жизнь будет
продолжаться дальше...
Тёплыми летними деньками на берегу
озера Халиланъярви работала лодочная станция. В хорошую погоду
по озеру курсировал небольшой паром.
|
Хотя царская семья не отличалась особенной щедростью, когда дело касалось модернизации Российской промышленности или строительства дорог, на благотворительность всегда выделялись значительные суммы. Ежегодно царь лично отпускал из государственной казны отчисления на "богоугодные дела". Туберкулёзный санаторий был делом богоугодным.
Александровский корпус
Если в наши дни переход любого учреждения в государственную собственность однозначно не сулит ничего хорошего, в те времена это гарантировало стабильность и процветание. Новый приток средств позволил расширить лечебницу. Большая часть мест стала бюджетной, то есть бесплатной. Помимо медперсонала при санатории работали и местные жители деревни Халила. Также местные крестьяне сдавали на кухню фрукты и овощи, выращенные на своих грядках. Женщины подрабатывали кухарками и прачками, а мужчины занимались частным извозом от железнодорожной станции Уусикиркко до санатория.
|
В первом десятилетии
ХХ века элитный санаторий, где отдыхали "сливки"
столичной знати, было решено перестроить в камне. Для того
чтобы не связываться с поставщиками строительных материалов,
в собственность клиники широким жестом был приобретён целый
кирпичный завод, принадлежавший ранее лесопромышленнику Кунтту.
В 1916-м
году завершилось строительство нового Александровского корпуса.
Здание было построено по проекту известного финского архитектора
Шульмана. В новом корпусе разместилась кухня, а в боковых
флигелях - квартиры врачей, медсестёр и обслуги. Для того,
чтобы дети, находившиеся на отдыхе, не отставали от занятий,
в санатории работала небольшая школа.
Санаторий женского общества
В мае 1906-го года Столичным обществом "Помощи недостаточным больным образованным дамам", созданного, как фонд для "оказания всякого рода медицинской помощи недостаточным трудящимся образованным женщинам, лишенным, вследствие болезни, возможности продолжать свои занятия", в Халила был открыт ещё один санаторий. Здесь, под наблюдением врача Ф. Ф. Бема, одновременно проходили лечение около десяти женщин. Размещался этот мини-санаторий в обычной даче, арендованной на три года вперёд.
Плата за пребывание
в лечебнице "недостаточных образованных дам" составляла
всего 50 рублей в месяц, а после была даже снижена до 40 руб.,
причем некоторые "особенно недостаточные" женщины
принимались бесплатно. Общество не только компенсировало им
затраты на лечение, но и выдавало денежные пособия на летнюю
отправку на курорты.
Содержание
санатория обходилось во внушительную сумму 3500 рублей в год,
однако, общество не бедствовало. В нём состояло множество
действительно состоятельных дам, которым благотворительность
доставляла искреннюю радость. Помимо членских взносов, в фонд
неоднократно вливались солидные пожертвования от частных лиц
и организаций. К началу 1915 в обществе помощи состояло 83
действительных члена и 10 членов-соревнователей. Председательницей
Совета была Ю. И. Мерц, вице-председательницей - Л. А. Антонова.
Деятельность общества продолжалась до конца 1917, когда, с
отделением Финляндии, санаторий оказался за границей и был
закрыт.
Народная здравница "Халила"
После октябрьского переворота 1917 года санаторий "Халила" был объявлен "народной здравницей". Должности директора и главного врача, как "классово несправедливые", упразднялись и их функции передавались врачебным комитетам, состоявшим из медперсонала. Подобным образом по всей стране были реорганизованы все учреждения. Приближались тяжёлые неспокойные времена: товарный дефицит, отсутствие пациентов, гражданская война.
Александровский корпус
Вскоре после объявления
независимости Финляндии с 6 по 10 января 1918 года в санаторий
прибыл на отдых сам Ленин, который, как известно, очень любил
отдыхать на Карельском перешейке. Эту здравницу "вождю
мирового пролетариата" порекомендовал его друг Ян Берзин,
отдыхавший здесь ранее. Несмотря на неспокойную обстановку
в Финляндии, поездка прошла в целом спокойно - Карельский
перешеек контролировался красными финнами, которые гарантировали
вождю полную безопасность. В поездке Ильича сопровождали Н.
К. Крупская, сестра М. Ульянова и телохранитель Эйно Рахья.
На отдыхе Ленин, набравшись свежих сил, написал три новых
статьи о рабочем движении, однако вскоре из Петрограда пришли
тревожные сведения о готовящемся покушении, и Ильич поспешил
уехать из санатория, возвратившись в город раньше срока.
О его пребывании в этих стенах свидетельствуют,
сохранившаяся по сию пору, мемориальная доска и небольшой
памятник.
|
Дошло до того, что в 1920-м году в Тартусский мирный договор была внесена специальная поправка, где говорилось о том, что финское правительство должно предоставить половину коек "для жителей Петрограда и его окрестностей на тех же условиях, что и для финских граждан". Понятно, что большая часть этих "жителей Петрограда", за которых так рьяно хлопотало правительство, работали в Смольном. Однако в том же 1920-м году в Халила были действительно размещены 900 советских детей, которых американский Красный Крест вывез из Восточной Сибири в Петроград.
|
Однако здравницу считали своей не только большевики! В 1928-м году великая княжна Ксения Александровна Романова (родная сестра Николая II), эмигрировавшая в 1918-м году в Англию, подала судебный иск с целью оспорить право собственности на санаторий "Халила". К иску присоединилась и принцесса Н. Брашова, будучи опекуншей своего малолетнего сына, князя Георгия. Тяжба длилась так долго, что истицы, утомившись, согласились на мировую. В 1933-м году финны выплатили княгине компенсацию в 15000 фунтов стерлингов, которые при посредстве главы Финляндского банка Ристо Рюти, перевели на счёт одного из английских банков. Конечно, это была "капля в море", по сравнению с теми затратами, которые понесла царская семья на благоустройство и содержание "Халилы". Однако, несмотря на то, что Российской империи больше не существовало, право частной собственности в стране Суоми соблюдалось неукоснительно, и "национализировать" собственность княгини (как это сделали бы в CCCР) финские власти себе позволить не могли.
Нынешний вид санатория
Санаторий успешно
пережил Зимнюю кампанию, однако в годы Великой Отечественной
войны понёс значительный ущерб: Мариинский и Николаевский
корпуса были разрушены. Александровский же корпус продолжил
свою работу уже на территории Советского союза. В 1949 году
решением Исполкома Ленгорсовета санаторий "Халила"
был переименован в "Сосновый Бор". На базе деревни
Халила, получившей то же название, был создан колхоз "Дружба".
Санаторий "Сосновый бор"
работает и сейчас и, находясь в ведомстве Комитета по здравоохранению
администрации Санкт-Петербурга. Из зданий старой постройки
сохранилась лишь часть. Церковь св. Александра Невского воссоздана
и принадлежит подворью Оптиной пустыни, на котором ныне строится
ещё один храм - Амвросия Оптинского.
Мирные годы
К моменту признания независимости Финляндии более 35% волости Уусикиркко, (около 28 тыс. га) занимали 1725 имений русских дачников. В считанные годы рухнул уютный, хорошо налаженный мир! Однако и после Революции Уусикиркко оставался крупным и хорошо развитым посёлком, насчитывающим до 150 домов. В нём было три школы: начальная, средняя и земледельческая. Особенной гордостью посёлка была собственная Высшая народная школа или, так называемый, "Народный университет", предназначенный для обучения взрослых слушателей, не имеющих полного школьного образования.
Вид старого Уусикиркко
Помимо образовательных
учреждений в Уусикиркко было две аптеки, библиотека, полицейский
участок, всевозможные мастерские, фотоателье, пекарня, кафе,
несколько магазинов, и даже небольшой домашний музей! В посёлке
активно действовали Молодежное общество, спортивное общество
"Terävä" ("Быстрый"), организация
шюцкора, в распоряжении которой имелся стадион и тренировочный
зал. В летнее время в деревне организовывали детские оздоровительные
лагеря для выборжан "Кайкула" и "Сувела".
Отсутствие своей железнодорожной станции
компенсировалось автотранспортом - в деревне работало частное
автобусное предприятие, занимавшееся пассажироперевозками
по маршруту: Терийоки-Уусикиркко-Выборг.
Накануне Второй Мировой войны деревня
была электрифицирована, а в одном из домов был оборудован
переговорный пункт.
Гибель "Святого Йоханнеса"
Обозрев долгую и интересную историю Уусикиркко мы подошли к главному вопросу - кто же разрушил церковь святого Йоханнеса? Седьмая и последняя глава в жизни "новой" церкви так же, как и предыдущие закончилась разрушением церкви. История сохранила для нас и дату - 4 декабря 1939-го года. Но не спешите приписывать советским войскам очередную "бессмысленную жестокость"!
|
С приходом советской
власти в посёлке наступила мирная жизнь. В Уусикиркко был
создан совхоз "Поляны", занимавшийся мясным и молочным
животноводством. Однако прошло совсем немного времени, и отступать
пришлось уже русским...
30 августа 1941 года, притаившись
в засаде, финские артиллеристы почти в упор расстреливали
русские машины, спешно вывозившие имущество, оружие, сельскохозяйственную
технику и личный состав в Ленинград. Когда была подбита головная
машина очередной автоколонны, образовался затор. Автоколонна
встала. Красноармейцы заняли оборону. Несмотря на мужество,
проявленное русскими солдатами, силы были не равны. Понеся
значительные потери, оставшиеся в живых красноармейцы были
окружены и взяты в плен, а вместе с ними финнам досталось
большое количество боеприпасов, 30 тракторов, 10 грузовых
машин, 19 шестидюймовых гаубиц и автомобильная радиостанция.
|
Незадолго до
Победы, в апреле 1945-го года в совхоз прибыло свежее пополнение
из жителей Волгодской области, открылась начальная школа.
На месте финской деревни вырос российский посёлок городского
типа. Сегодня сельскохозяйственный продуктовый комбинат "Поляны",
оборудованный новейшим электронным оборудованием, является
одним из главных поставщиков молока Пискарёвского молокозавода
в Санкт-Петербурге.
Каннельярви - новое имя станции с 1925-го
года
В 1921-м году, вскоре после подписания Тартусского мира, состоялось отделение новой самостоятельной волости Каннельярви, к которой отошли железнодорожные станции Мустамяки и Уусикиркко. Во избежание путаницы станцию "Уусикиркко", находившуюся теперь в другой волости, решили переименовать. В 1925-м году, когда начал работу местный муниципалитет, станция была переименована в "Каннельярви" - по имени волости и ближайшей к станции деревни, находившейся в 3 км.
В шведских налоговых
книгах имя "Каннельярви" впервые встречается в XVI
веке. На 1554-й год (до начала очередной русско-шведской войны)
деревня насчитывала 29 дворов и была второй по величине деревней
волости Уусикиркко, уступая лишь Каукъярви, где дворов было
39.
Название "Каннельярви" происходит
от одноимённого озера, этимология которого достаточно любопытна.
Своим красивым именем озеро обязано своей форме, напоминающей
кантеле - традиционный карельский музыкальный инструмент,
родственный русским гуслям. Первоначальное имя озера было
"Кантъярви" - так его называли обитавшие здесь карелы
- и это имя сохранилось на самых ранних картах. Современное
же имя "Каннельярви" озеро приобрело лишь в XVII
веке, в связи с массовым заселением этих земель финскими крестьянами.
На шведских картах оно обозначено, как "Kandelierffwi".
Озеро Каннельярви
Из-за своего местоположения - в приграничном районе, деревня Каннельярви неоднократно оказывалась в эпицентре русско-шведских конфликтов. Один из них разразился в середине XVI века.
|
Конечно, плебеем
Густав Ваза не был, однако роду он был не знатного - его привело
к власти народное восстание. Таким образом, он сам положил
начало новой династии. Свой же род Иоанн Грозный выводил от
римских императоров, чем очень гордился.
В гневе король объявил России войну.
Иоанн Грозный, закалённый в войне с татарами, с радостью принял
вызов. Между новгородцами и западными карелами постоянно вспыхивали
конфликты из-за рыбных мест и тюленьих ловищ, и пора было
в очередной раз напомнить шведам, чья это была земля. Однако
длительное время ни одна из сторон не решалась напасть первой.
Наконец, шведы
нанесли первый удар - морской десант адмирала Якоба Багге
обрушился на крепость Орешек, но был отбит. В декабре того
же годы 80-тысячное русское войско двинулись на Карельский
перешеек, и 20 января 1556-го года разбило шведский отряд
у Кивинебба (Первомайское), после чего двинулось к Выборгу,
однако взять его с ходу не смогло.
Окружение короля, состоявшее из служилых
дворян, требовало продолжения военных действий, однако Густав
Ваза, который был мудрым политиком, понимал, что конфликт
не выгоден, прежде всего, самой Швеции, так как русские значительно
превосходят шведские по численности. Их наступление вызвало
страшное разорение на Карельском перешейке.
Приграничные земли были разорены,
и при этом ни одна из воюющих сторон не добилась ощутимых
результатов. Кроме того, между странами полностью прекратилась
торговля, что наносило Швеции ещё больший ущерб. Мудрый король
первым предложил мир, согласившись общаться с Иоанном Грозным
через Новгород. Однако в Швецию уже хлынули беженцы, спешившие
покинуть опасные приграничные районы, и, чтобы остановить
отток населения с Карельского перешейка, король отменил местным
жителям все налоги и ввёл лённую систему землепользования.
Эти новшества коснулись и Каннельярви.
В 1560 г. большая часть земель в окрестностях одноимённого
озера была передана зажиточному крестьянину Ханну Лауринпойка,
который через год был пожалован дворянским титулом и "благородной"
шведской фамилией: Бъёрнрам (аналог русской фамилии Медведев).
Вскоре конфликты
со Швецией вспыхнули с новой силой - началась война за Ливонское
наследство. Весь остаток XVI века и начало XVII между Россией
и Швецией вспыхивали вооружённые конфликты, в ходе которых
больше всего страдали именно приграничные земли. К 1623-му
году от некогда зажиточной деревни Каннельярви осталось только
9 дворов, где ещё теплилась жизнь.
После заключения Столбовского мирного
договора наступило затишье. Тяжёлые для России времена, когда
запертая со всех сторон, она выплачивала Швеции позорную контрибуцию,
позволили шведской экономике достичь небывалого расцвета.
С присоединением русских и ливонских земель необычайно выросла
территория, которой была нужна сильная и боеспособная армия.
В результате очередной военной реформы,
в Швеции и Финляндии стали появляться рустгалты - имения,
обязанные содержать конного рыцаря. К примеру, в деревне Каннельярви
находился рустгалт Ханну Никканена.
|
Великая Северная
война, словно метлой, вымела шведских дворян с Карельского
перешейка. От старой графской усадьбы не осталось и следа.
Правда, место, где она стояла, ещё два века сохраняло своё
прежнее имя "Хови" ("Усадьба").
Северная война, или "Большое
лихолетье", как её называют финны, принесла в Финляндию
ещё больший голод. Согласно данным, зафиксированным на 1728
год, из пяти оставшихся крестьянских имений деревни Каннельярви
жизнь теплилась только в трёх, в которых продолжали жить потомки
Никканена. Только присоединение Карельского перешейка к России
принесло долгожданный мир, и к 1760-му году в деревне Каннельярви
проживало уже 50 работоспособных крестьян обоего пола.
|
Обычные подати для местных жителей были заменены трудовой повинностью - крестьян отправляли на принудительные работы. Одни заготавливали лес и уголь, другие работали на Сестрорецком оружейном заводе. Так же, как и рабочие Райволы, они были вовлечены в длительную тяжбу Финляндского сената с русским правительством из-за спорных земель.
Дачники
"Станция Усикирко находится на почтовом пути, соединяющем два тракта из С.-Петербурга на Выборг. Она окружена слегка волнистым и сухим лесом; только к востоку и к югу простираются прогалины. На первой из них дачи и крестьянские дворы. На несколько км. к востоку разбросано несколько деревень. Ночлежный дом Торпихарью у самой станции. Дорога большею частью проходит по лесу, то болотистому и ровному, то более сухому и волнистому, местами рубленому. Километрах в 3-4 от Усикирко встречаются небольшие луга и пашни с крестьянскими дворами" - лаконично сообщает русский путеводитель по Карельскому перешейку начала XX века.
Вилла Крузеля
Финляндская железная
дорога обошла волостной центр - деревню Уусикиркко стороной,
в результате чего в 8 км к северо-востоку образовался новый
пристанционный посёлок, который тоже стал называться Уусикиркко
- по имени станции. "Дачная лихорадка", разразившийся
в начале XX века, в значительной мере способствовал его развитию.
В считанные годы преобразилась и деревня Каннельярви: в ней
появились настоящие шедевры русского и европейского деревянного
зодчества - особняки в стиле северный модерн, среди которых
особенно выделялась вилла петербургского заводчика Крузеля
- зятя знаменитого изобретателя динамита Альфреда Нобеля,
построенная на мысу Ниеменхови (Усадебном) - там, где двумя
столетиями ранее стояла усадьба Личтонов. Осенью 1913-го года
деревянное здание сменил каменный особняк, богато декорированный
изнутри и снаружи. Но подобная расточительность была напрасной.
Вскоре после Революции владелец особняка уехал в Швецию, а
дом выкупили финские капиталисты - акционерное общество "Братья
Мяаттянен", которое устроило в здании пансионат, ставший
затем туберкулезным санаторием. (Любопытно, что с приходом
в эти места Советской власти, здание продолжили использовать
как санаторий, правда, назывался он уже "Строитель").
Вилла Крузеля сегодня
С ростом населения
начала развиваться местная инфраструктура. В 1894 году в Каннельярви
открылось народное училище, год спустя - народная школа, в
1902 - Молодежное общество, а в 1905-м году Союз рабочих,
который размещался в станционном здании. Кроме того, в деревне
было своё отделение шюцкора, располагавшееся первое время
в пристанционном здании, позднее выкупившее для себя отдельную
дачу.
В 1924-м году акционерное предприятие
"Братья Мяаттянен" построило возле станции мельницу,
оснастив ее дополнительно лесопилкой и столярной мастерской.
Перед войной состоялась электрификация
посёлка, для чего была проведена линия электропередачи длиной
100 км, из самой Иматры!
Церковь Петра и Павла
До отделения
Каннельярви в самостоятельную волость, жители деревни посещали
церковь в Уусикиркко, расположенную в 8 км к западу. В 1923-м
году для местного прихода был открыт молитвенный дом, разместившийся
в перестроенной даче Марии Кузнецовой. Службы проводил пастор
Салминен.
|
До наших дней сохранились лишь стены и колокол, который находился на совмещённой с церковью звоннице. В настоящий момент в одной из уцелевших пристроек работает воскресная школа лютеранского прихода Ингрии.
Зимняя война
С появлением
в Каннельярви Красной армии финским сдерживающим отрядам был
отдан приказ уничтожать все движимое и недвижимое имущество,
чтобы оно не досталось Советам. Однако наступление русских
проходило так стремительно, что сжигать дома финские отряды
успевали лишь вдоль главных магистралей.
Когда же посёлок, наконец, запылал,
в общей суматохе, значительная часть финских солдат не успела
отойти, и им пришлось отступать в обход пожара, продираясь
к своим через лес и зимний бурелом, бросая по пути большое
количество техники.
В составе России
Заселение посёлка
Каннельярви возобновилось вскоре после подписания с Финляндией
мирного договора. 22 августа 1945 г. Каннельярвский район
вошёл в состав Райволовского, (позднее Рощинского) района.
Совхоз "Победа", строительство которого началось
ещё до войны, был восстановлен. Это крупное хозяйство постепенно
превратилось в современную птицефабрику, вокруг которой вырос
небольшой поселок.
Сегодня деревня Каннельярви носит
имя Победа. Старое же название Каннельярви сохранилось лишь
за бывшим пристанционным посёлком, который, за счёт дачных
садоводств, разросся в самостоятельный населённый пункт.
Нынешний вид станции Каннельярви
Станция Каннельярви одна из немногих на Финляндской железной дороге (Лейпясуо, Местеръярви, Куолемаярви и несколько других.) сохранила своё финское название. Причина тому, конечно же, не только в благозвучии прежнего имени. Просто название "Победа", предложенное Комитетом по переименованию, было тогда настолько популярным, что уже имелось на Октябрьской железной дороге, и потому, во избежание путаницы, утверждено не было. А поскольку указ о переименовании подписывался только один раз, те деревни, которым не успели придумать названий, так и не получили новых имён.
|
Вообще в Ленинградской области сохранилось удивительно много старинных финно-угорских названий по обе стороны Финского залива. Ведь прежнее население русского Северо-запада (вожане, карелы, меряне, вепсы, ижоряне) было финно-угорским, и если мы хотим объективно разбираться в своей истории, важно об этом не забывать. Большая часть финно-угорских народов, проживающих в России, в настоящий момент относится к малым, чудом сохранив свои древние традиции, язык и культуру, и в наших силах сделать так, чтобы эта ниточка, связывающая нас с прошлым, не обрывалась, как можно дольше!
Лоунатйоки (Заходское)
Как и многие другие посёлки Выборгского направления, Заходское обязано своим появлением железной дороги. Ещё в конце XIX века на месте деревни шумел густой сосновый лес, который огибала быстрая речка Лоунатйоки. Владелец леса зажиточный крестьянин Хентери Вестеринен, обитал в деревне Харью (Егорово), неподалёку от Каннельярви.
Строительство железной дороги и, как следствие, стремительный рост цен на землю в "Русской Финляндии", привлекли на Карельский перешеек инвесторов, стремившихся выгодно вложить свои деньги в продажу недвижимости. Если в первые годы "бума" дачи возникали, можно сказать, стихийно на месте уже существующих финских деревень, то позднее под застройку стали скупаться ещё нетронутые, не заселённые территории. Конечно, такие земли требовали больших вложений в развитие инфраструктуры: прокладку дорог, вырубку леса, осушение болот. Но были и свои плюсы - такая земля была дешевле, да и проблем с местными иноязычными жителями не было.
|
О происхождении имени
Лоунатйоки нет единого мнения, и даже этнические финны не
смогли помочь автору этих строк. Дело в том, что слова "lounat"
в сегодняшнем финском нет, и, быть может, имя речке дало ещё
прежнее, карельское население, проживавшее на Перешейке до
XVII века. При всей схожести языков карельские названия почти
всегда отличались от финских хотя бы парой букв. Ближайшее
же по созвучию слово в финском языке - "lounas"
означает "юго-запад", что, в общем-то, подходит
по смыслу. Действительно, Серебристый ручей расположен к юго-западу
от центра посёлка.
В те
дни речка была кристально-чистой, в ней даже водилась форель
(которой, как известно, подавай только чистую проточную воду!),
кроме того, местные жители добывали в ней пресноводный жемчуг.
|
Однако землевладельцы на этом не остановились. Чтобы дачникам было удобнее добираться до своих дач, по Белосельскому проспекту пустили конку, а по Трубецкому небольшой паровик с несколькими прицепными вагонами. Каждое утро конка и паровичок терпеливо ждали у станции прибытия поезда, собирая пассажиров. Даже в наши дни такой сервис выглядит чем-то запредельным, а на тот момент это было настоящей роскошью! Ведь во всех остальных местах, более крупных и более населённых, как, например, Терийоки, путь от станции до дачи можно было проделать только на пыльной извозчичьей таратайке! По воспоминаниям местных жителей, паровоз ходил до 1917 г, а конка просуществовала до 1919 г.
|
В наши дни даже самые
фешенебельные дачные посёлки, построенные в Ленинградской
области, именуемые красивым заграничным словом "townhouse",
преследует обычная российская неустроенность. Проблемы с водоснабжением,
электропитанием, газопроводом стали уже чем-то вроде нормы.
И порой, в ответ на все невзгоды, их владельцы горестно разводят
руками, восклицая в сердцах: "что вы хотите - это же
Россия!". Однако в те дни безалаберность и нескончаемые
бытовые неудобства ещё не были извечными спутниками русских.
Если б тогда, находясь в Леовилле, вы бы произнесли слова:
"это Россия!", они выражали бы высшую степень восхищения
отдыхом и комфортом!
Казалось, только вчера в этих местах
обитали лишь лоси и вековой покой светлого соснового леса,
а сегодня на некогда пустынных берегах озера Сяркъярви вырастали
роскошные виллы...
|
...Революция подвела жирную черту в жизни
этого дачного рая. Элитный посёлок опустел. В нём больше не
смеялись дети, не играли патефоны, не ставили спектаклей.
Лето 1918-го было таким же солнечным и даже жарким, как и
предыдущие лета, но никто больше не спешил купаться на озеро.
Лишь опустевшие дачи зияли почерневшими глазницами заколоченных
окон, воздевая к небесам неубранные ветви яблонь. Фонтаны
пересохли, витые кованые ограды давно уже не открывались.
Из всего посёлка, ещё недавно, как улей, гудевшего жизнью,
лишь в нескольких домах теплилась жизнь - в них обитали нищие,
полуголодные эмигранты, отвергнутые своей, и до смерти запуганные
чужой, финской властью...
Зато
местным крестьянам удалось неплохо заработать на разборке
и перевозке дач в другие, более благополучные места, подальше
от вечно неспокойного пограничья. Вместе с дачами была разобрана
и местная православная церковь, которая финнам была уже не
нужна. Её продали Тиурульской православной общине в Карелии.
Земли Леовиллы отошли финскому банку, директор которого по
фамилии Хевонпяя уступил часть леса и дачных участков государству.
Старый усадебный фонтан
В уцелевших домах
теперь отдыхали финны - жители Выборга, Котки и других городов.
Позднее в некоторых дачах получили жильё железнодорожные рабочие.
Для местных детей в одном из домов была открыта народная школа.
Дачная деревня Леовилла продолжала жить, но никто её так уже
не называл. Да и не осталось в ней уж того блеска и роскоши.
Так продолжалось долгих двадцать лет...
...В суровую зиму 1939-го, когда жители Лоунатйоки спешно
покидали свои дома, не все успели вовремя уйти. Пожилая жена
директора банка Тереза Биенковская, не желавшая уходить из
родного дома, до последнего надеялась, что финские солдаты
смогут дать русским надёжный отпор. В начале декабря, заслышав
гул приближавшейся канонады, немолодая уже женщина попыталась
уйти в тыл на лыжах, но русские наступали слишком быстро.
В конце войны в советской прессе вышло её открытое письмо
"Большое спасибо Красной Армии!", правда, оно почему-то
называлось "письмо финской крестьянки".
Заходское - история имени
С 1948-го года Лоунатйоки носит имя героя Советского Союза Александра Степановича Заходского (1917-1941) - пулемётчика 142-й стрелковой дивизии, геройски погибшего в июле 1941-го года.
Железнодорожная станция "Заходское"
С началом Великой Отечественной Войны финны, воевавшие на стороне немецко-фашистской Германии, перешли в наступление. 27-28 июня 1941-го в районе карельского города Лахденпохья финский батальон при поддержке артиллерии и миномётов обрушил удар на взвод боевого охранения 461-го стрелкового полка. Советские воины приняли бой.
|
Что же осталось от
Леовиллы сегодня? В настоящее время чудесный бор Заходского
практически вырублен. Вся свободная территория хаотично застраивается
новыми дачами и коттеджами. В посёлке действует Оздоровительный
лагерь (бывший пионерский), сохранившее былое пылко-революционное
название "Факел Ильича", а также ещё один бывший
лагерь "Зелёный бор", домики которого летом сдаются
в аренду.
О старых временах напоминают лишь
поросшие бурьяном фундаменты старых дач...